Наверное, мало кому не известна песня «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова:
«Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой, А в городе том сад, все травы да цветы, Гуляют там животные невиданной красы:
Всё романтично, красиво, изумительно и…бессмысленно. О чём речь? Что за город? Что за животные? Великий и могучий наш язык! Берегите его, — одно неверное слово может исказить смысл целого произведения! Исказить нечаянно или нарочно? Что за мистификация?
Мелодия и перевод стихов, известных не одно столетие, принадлежат нашим соотечественникам Владимиру Вавилову и Андрею Волхонскому. (Музыкальный альбом советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова с записями произведений для лютни «Лютневая музыка XVI-XVII веков» , выпущенный в 1970 году фирмой «Мелодия»).
В переводе Волхонского стихи начинаются словами: «Над небом голубым…». Конечно же, ведь речь в них идёт о Небесном Граде Иерусалиме, то есть о Рае! Первоначально стихи так и назывались «Рай»! В этом и есть сокровенный смысл стихов, на которые написана песня «Город золотой». Теперь всё встаёт на свои места:
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) описаны четыре апокалиптических существа — стражи четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая. Они являются существами самыми близкими к Богу. Они- Церковь Божия.
Образ каждого существа символически выражает различные аспекты деятельности Иисуса Христа, которые, в свою очередь, представлены в четырех Евангелиях.
В такой интерпретации человек символизирует воплощение Сына Божия, бык – страдание, лев – воскресение из мертвых, а орел – восшествие на небеса. Иначе говоря, в них отражено, что Христос сначала стал человеком, потом умер как жертвенный бык, затем воскрес как лев и вознесся ввысь как орел).
Четыре образа, которые в книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсисе) представлены сверхъестественными существами, со временем стали символизировать четыре книги Евангелия и их авторов: лев – Марка, телец – Луку, Ангел – Матфея, орел – Иоанна.
Каждое из существ имеет крылья и держит в руках Евангелие
Related posts:
Успенский собор Московского Кремля. История создания. Святыни. Иван Калита- основатель могущества Москвы, собиратель Руси Торт “Анечка” с фото “Священная война”- песня-призыв Сретение. Что это за праздник?
#Folk#Ethereal Wave#Acoustic#Psychedelic Folk
отключить рекламу
Текст “Аквариум – Город”
Под небом голубым есть город золотой. С пpозpачными воротами и яркою звездой. А в городе том – сад, все травы, да цветы Гуляют там животные невиданной красы. Одно, как желтый огнегpивый лев, Другое – вол исполненный очей. С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый. А в небе голубом горит одна звезда. Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда. Кто любит тот любим, кто светел тот и свят Пускай ведет звезде тебя дорогой в дивный сад. Тебя там встретит огнегpивый лев И синий вол, исполненный очей. С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый. Читать дальше: Аквариум – Город золотой – Текст Песни, слушать онлайн Обновить текст Прислать перевод
Похожие композиции
Аквариум – Город (1987)
Аквариум – Город Золотой (1987)
Аквариум ft. Борис Гребенщиков – Город
Fishing Fight – Город Золотой (Аквариум Cover)
Аквариум – 2001 – На Нашем Радио – Брод, Город, И Бонус..
Аквариум – Миша Из Города Скрипящих Статуй
Город – Город
Волшебник Изумрудного Города – Прекрасный Дилетант (Аквариум)
Город 312 – Город 312
Город 312 – Город-Точка
Loading…
«Город» — тот самый Город-золотой— одна из самых популярных композиций конца XX века. Довольно интересную информацию прочел в «Википедии» про историю возникновения этой песни, которая уходит корнями аж неведомо в какие времена. Если говорить вкратце, то стихи созданы в 1972 году одним автором, музыка еще раньше другим человеком. В стихах описаны образы взятые из пророческих писаний… Но все таки благодаря группе «Аквариум» она стала известной в разных слоях общества и не только в России. В 1984 году песня была впервые исполнена Борисом Гребенщиковым (вокалист, гитарист, композитор и основатель группы).
Текст, аккорды и табы мелодии. Видео-разбор:
Для тех, кому хочется значительно проще сыграть эту композицию под расставленные ниже аккорды, рекомендую следующий гитарный перебор: бас+(1+2)-3- … или таким:
Аккорды в тональности Am (не оригинал). Родная же — Hm.
«Город»
Спойлер [свернуть]
Видео: в целом разбирал по табам, но в некоторых местах «догонял» на слух.
«ГОРОД»(Танцы Минус) «ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ» (к/ф Бандитский Петербург) «ГОРОД СОЧИ»(Тофим) «РАЙОНЫ-КВАРТАЛЫ»(Звери)
Мы уже писали об одной мистификации, когда композитор Ремо Джазотто выдал своё произведение за „Adagio Альбиони». Сегодня речь пойдёт о более «свежем» примере подобной мистификации.
Я думаю, что практически все наши читатели знают песню «Город золотой», которую исполнил Борис Гребенщиков в культовом фильме Сергея Соловьёва «АССА». Многие до сих пор считают, что он и является автором этого музыкального произведения, но это – не так!
Известный израильский бард Зеев Гейзель провёл собственное расследование и обнаружил настоящих авторов песни «Город золотой».
Автор музыки “Золотой город”
В начале 70-хх годов прошлого века фирма «Мелодия» выпустила пластинку с лютневой музыкой. В описании указывалось, что автором произведений является выдающийся лютнист Франческо да Милано. Первая композиция диска называлась «Канцона», однако, по мнению специалистов, она отсутствовала в списке опусов композитора. Кроме того, можно смело утверждать, что данная композиция была исполнена не на лютне, а на гитаре.
ПО ТЕМЕ — Погружение в классику: роль классической музыки в современном мире
Исполнителем был Владимир Вавилов – знаменитый гитарист-семиструнник, который виртуозно владел гитарой. Именно он стал автором музыки знаменитой впоследствии композиции. К сожалению, Вавилов скончался в 1973 году и не дожил до триумфа своей композиции.
Автор текста “Золотой город”
В конце 1972-го года в Ленинграде Анри Волохонский – химик по профессии и поэт-философ по призванию – не мог найти себе места из-за пластинки лютневой музыки: ему не давала покоя та самая «Канцона». В его памяти стали всплывать невиданные звери – орёл, лев и телец, а также Иерусалим. В итоге всего за пятнадцать минут родились строчки стихотворения, которое автор назвал «Рай».
ПО ТЕМЕ — Жизнь композитора: детство, семья и творческий путь Петра Чайковского
Однако был ещё один человек, которого можно смело считать соавтором. Это – Алексей Хвостенко. Именно он совместил музыку «Канцоны» с текстом Волохонского, в результате чего на свет появилась песня «Город золотой». Кроме того, он стал первым исполнителем данной композиции, слегка упростив припев.
«Над небом голубым» или «Под небом голубым» — “Золотой город”
Существует два варианта первой строчки. Борис Гребенщиков поёт «Под небом голубым», но в оригинале написано «Над небом голубым». В одном из интервью он говорил, что «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Однако Анри Волохонский считал иначе, хотя мы знаем массу случаев, когда исполнители в корне меняли текст оригинала. Например, Алла Пугачёва заменила слово в строчке Шекспира «Твоей любви лишиться навсегда» на «Моей любви лишиться навсегда», что полностью меняет смысл.
ПО ТЕМЕ — Спектакль “Пародист” в Новом драматическом театре — интервью с актрисой Екатериной Демаковой
Исполнители песни “Золотой город”
Я упоминал первого исполнителя «Города» Алексея Хвостенко, а также Бориса Гребенщикова. Кроме этого, данную композицию исполняла и певица Елена Камбурова. Она тоже изменила текст и пела первую строчку так: «Над твердью голубой есть город золотой…».
Песня «Город» переведена на разные языки мира – английский, иврит, украинский и т.д.
Автор: Евгений Кудряц, журналист
Рай — текст Анри Волохонского
Над небом голубым —
Есть город золотой,
С прозрачными воротами
И с яркою стеной.
А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.
Гуляют там Животные
Невиданной красы.
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя.
Кто любит — тот люби́м.
Кто светел — тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
<ноябрь-декабрь 1972>
«Главное, чтобы услышали».
История песни «Город золотой»
Борис Хомичев Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой… Кто любит — тот любим, кто светел — тот и свят, Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад — многие, впервые услышав эти слова, проникновенно спетые Борисом Гребенщиковым под волшебную мелодию группы «Аквариум», испытали необыкновенное чувство: вот оно, родное, сокровенное, когда с души слетает шелуха и начинает учащенно биться сердце!.. С давних пор мы с друзьями поем эту песню в особые моменты наших встреч, она стала больше чем песней: знаком узнавания для многих родственных душ. Но как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, исполнив его первый раз в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века! Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Она открыла неведомый советскому человеку красивейший и загадочный мир старинных мелодий и образов. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе, Франческо да Милано (1497–1543), в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров. Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи. На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано… Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям. Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась! За 35 лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России. Интересно, что чувствовал композитор, когда «пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР»? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам!.. Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять! Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зоhар»… И при этом «самиздат» и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году… Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»… Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за 15 минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто — «Рай». Бориса Гребенщикова эта Песня глубоко «зацепила» и через восемь лет он стал пятым её исполнителем, уже в известной всем редакции. Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло! Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел». В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения. Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь». Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «главное, чтобы услышали». Вот такая история. Уже 40 лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой. Оригинал взят у